проблемы первоклассника

Особенности поведения младших школьников связаны с двумя важными моментами. Во-первых, дети этого возраста особо чувствительны к правилам во всех сферах жизни и, во-вторых, перед ними впервые возникает мир взрослых, в который первоклассники лишь вступают. Стремление действовать точно по правилам, особенно в новом школьном мире, — вот основная черта первоклассников.

РЕБЕНОК ИДЕТ В 1 КЛАСС. СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.РЕБЕНОК ИДЕТ В 1 КЛАСС. СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

При этом семилетние дети абсолютно некритичны. Они еще толком не понимают, зачем пришли в школу, поэтому их можно учить чему угодно. Традиционно ребёнок в начальной школе получал первые культурные навыки — письма, счета, чтения. Подразумевалось, что именно эти навыки необходимы ему для дальнейшей жизни, а их отсутствие заблокирует многие возможности, которые могут открыться перед ним во взрослой жизни.

В современных условиях ситуация изменилась. Начальная школа завершается переходом в более сложную среднюю, значит, главное для ребенка — получить такой потенциал развития, который максимально позволил бы учиться дальше. Звучит парадоксально: младший школьник должен научиться учиться дальше. Поэтому современные программы все более ориентируются на развитие не конкретных навыков и умения, а мышления детей, на такое развитие, которое сделает возможным дальнейшее обучение, переработку больших объемов информации.

Действительно, разве нужно сегодняшнему школьнику уметь быстро считать в уме? Раньше это было необходимо, поэтому детей заставляли постоянно тренировать память, учить, например, таблицу умножения. А сегодня? Помнить не обязательно, можно посчитать на калькуляторе. А вот понимать, что такое умножение, в чем суть этого действия, — это действительно важно.

Когда задачей школы было обучение умению и навыкам, главным в работе с детьми был тренинг — упражнения, повторения. Теперь, когда на первый план выходит задача развития мышления, средством обучения становятся дискуссия, обсуждение, разнообразные формы анализа предложенных условий задачи. Именно анализ, именно «мозговой штурм» обеспечивают развитие, а не тренировку.

Ведь если тренировать ребенка с его безоговорочной ориентацией на правило, то можно дойти, как говорится, до абсурда. Дети младшего школьного возраста склонны и так все делать точно по инструкции, по регламенту, а мы еще и в школе тренируем это законопослушание, рискуя получить к концу начальной школы эдакого заводного солдатика. Конечно, если бы он, как это часто встречалось раньше, после короткого обучения пошел на производство (самое примитивное), то там именно память и умение действовать по правилу от него и потребовались бы.

А вот если, как это происходит сейчас, ему необходимо продолжать учиться, в дальнейшем делать осмысленный выбор, возможно, неоднократно менять профессию, тогда школьнику требуется именно развитие. Нужно, чтобы возникли новые формы мышления, чтобы память стала «думающей», а не механической. Одним словом, надо научить ребенка учиться, не исключено, что всю жизнь. Не только от педагогов, но и от родителей зависит, каким придет ребенок в следующий возраст. За младшим школьным последует подростковый, который когда-то назвали периодом «бури и натиска».

Похожие записи