Дети не всегда желают делиться своими игрушками не только с ровесниками, но и со своими мамами и папами – если кто-то взял игрушку в руки, малыш нередко начинает громко плакать и кричать, требуя тем самым отдать игрушку. Однако далеко не все дети такие – психологи различают детей индивидуалистов и коллективистов. Рассмотрим особенности тех и других детей в их отношении к собственности.
Дети-коллективисты охотно делятся своими вещами и гостинцами, менее ревностно относятся к личной территории. Это их несомненный плюс. С другой стороны, ребенку-коллективисту порой трудно предположить, что другие-то могут относиться к собственным вещам более трепетно. Если соседка вернула сломанную ею вашу кофемолку всего лишь с извинениями, а коллега запросто берет из вашего стола пакетики чая в ваше отсутствие — знайте: это те самые дети-коллективисты, которые так и не искоренили свою детскую непосредственность.
Ребенка-коллективиста следует научить элементарным правилам хорошего тона: все тем же банальным положениям, что брать чужого без спроса нельзя, к одолженным вещам надо относиться бережно и т.п.
Ребенок-индивидуалист, наоборот, не очень охотно раздает свои вещи, но и у окружающих брать стесняется. Он настаивает на определенности в домашних предметах: «Нет, мама, скажи — эту ручку ты мне купила?» Для него поистине мучительно, когда кто-то просит дать откусить от его яблока или одалживает что-то из его одежды. Одна 6-летняя девочка, увидев, что ее мама одевает ее ночную рубашку оставшейся у них ночевать дочке знакомых, принялась возмущаться и плакать, да так, что родителям ее подружки стало неловко.
Взрослые же индивидуалисты терпеть не могут делать покупки с кем-либо на паях, устраивать столы вскладчину и дарить общие подарки. Это, впрочем, не означает, что они люди жадные. Их личные подарки зачастую вполне достойны, а гостей они могут встречать по высшему разряду. У них лишь своеобразная «аллергия» на все общее, общественное, коллективное и т.п. Они всегда оставляют за собой право быть в стороне.
Итак, ребенка-индивидуалиста нельзя принуждать к открытости — дескать, немедленно позови Ванечку играть в свою комнату и покажи ему все свои игрушки. Пусть он распоряжается своим имуществом по собственному усмотрению. С другой стороны, раскройте ему те возможности, которые дает людям умение взаимодействовать друг с другом, делиться и оказывать помощь. Возможно, он это оценит.
Бывают и другие разновидности детского поведения: например, когда ребенок никому не дает своих вещей, но без зазрения совести берет чужие; или же когда слишком робкий малыш не может отказать в чьей-то просьбе (и зачастую отдает то, что нужно самому), а сам свои желания высказать стесняется. Старайтесь подмечать такие особенности в своем ребенке и исподволь влиять на них, чтобы вырастить из него грамотного собственника — в самом достойном смысле этого слова.